Контркультура

Контркультура
1) молодежные движения 1960-х годов, отвергающие господствующую культуру как «культуру отцов»;
2) совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре.
К. — историческое понятие (ее следует отличать от структурного понятия альтернативной культуры). Термин введен американским социологом Т. Роззаком, пытавшимся маркировать различные движения, направленные против «папиной» культуры. Отсюда, К. — не отдельная субкультура, а конгломерат различных идеологий; здесь на равных сошлись леворадикальная философия, экзистенциализм, неофрейдизм, утопические и раннехристианские традиции, романтизм, восточная мистика, авангард двадцатых годов, практика ранних хиппи и битников.
При всей анархичности в К. можно выделить два направления: мистическое и политическое. В Европе целью контркультурщиков было изменение политической реальности, в американском варианте объектом трансформации являлось сознание, отсюда крен в сторону психоактивных веществ и восточных религиозных практик. Противостояние прослеживается в полемике двух идеологов К.: Роззака и фрейдо-марксиста Герберта Маркузе. Общая платформа — недовольство репрессивной цивилизацией, в которой культура является инструментом подавления индивидуума. Маркузе писал: «К. выбрала в качестве идеологов не традиционных вождей — политиков, но такие подозрительные фигуры, как поэты, писатели и интеллектуалы». В цивилизации будущего, по Маркузе, «искусство выйдет из гетто художественной формы и станет формой реальности». Конец искусства — воплощение в жизни его идеалов прекрасного. Отсюда деструктивные методы современных художников: разрушительный потенциал искусства коренится в самой его природе.
С позиции Роззака мировоззрение Маркузе недостаточно радикально. Необходимо сделать шаг от европейского наукообразия к восточному оккультизму и первобытному шаманству; бунт отвергает сам принцип цивилизации и ее культуру как эманацию подавленной психики. Человек должен быть открыт всему, как жизни, так и смерти. Еще более радикален американский психоаналитик Норман Браун, в своих построениях осуществляющий переход от политики к поэзии. По Брауну, «неспособность к смерти» неизбежно вырывает человечество из реальной жизни, которая для всех нормальных организмов является одновременно и умиранием: «Война со смертью наполняет жизнь заботами о прошлом и будущем, а настоящий момент, момент жизни безвозвратно потерян. Вечность — это настоящее, и в свете целостного видения физического организма и физического мира, это настоящее оказывается божественным».
К. предполагает именно такое отсутствие разрыва между объектом и субъектом; типичный лозунг шестидесятых — «Рай немедленно!». Отсюда повышенный интерес к средствам, позволяющим возродить океаническое чувство единства, доступное мистикам, детям и поэтам, отрицание науки, попытки разрушения самой сути существующей культуры. Театрализация жизненного пространства приобрела тотальный характер: расцвели перформанс, хэппенинг, многотысячные рок-фестивали под открытым небом. Тогда же родилась ироничная, игровая стилистика постмодерна.
Но главным полем битвы стали не политика или культура, а сознание людей. Здесь в ход шли восточные психотехники, магические культы индейцев и достижения западной фармакологии. Так, идеолог К. Тимоти Лири активно предлагал самое широкое использование ЛСД. В 1970-е годы в своей психоделической библии «Политика экстаза » он писал: «Вместо того чтобы пикетировать университетские административные здания, молодые люди должны уйти из кампуса и отправиться в путешествие. И хотя я симпатизирую тем, кто сжигает призывные карточки, я предпочел бы, чтобы они сидели в психоделическом трансе у себя дома и сжигали сто долларовую бумажку». Другой проповедник революционной психоделии, Теренс Маккена, описывая применение ЛСД, отмечает «эффект массового отступничества от общепринятых ценностей, в особенности, основанных на иерархии владычества, приуроченной к подавлению сознания».
В США К. способствовала расцвету движения коммун. Миллионы американцев получили альтернативный социальный опыт. Открывшиеся возможности поколение 1960-х использовало по-разному, от удовлетворения потребности в острых ощущениях до подлинного преобразования внутреннего мира. Семидесятые принесли консервативную революцию и конец К. — развитое общество обладает способностью абсорбировать альтернативу в любом виде. А последствиями контркультурного взрыва стали столь сумеречные явления, как левацкий терроризм, феминизм и движение зеленых.
А. Курина
Герберт Маркузе (1898-1979) — немецко-американский философ, культуролог, один из ведущих представителей Франкфуртской школы. Ученик Хайдеггера. С 1934 года — профессор политологии в США. С 1930-х годов разрабатывает «критическую теорию», согласно которой культура индустриального общества несет угрозу индивидуальной свободе. Ввел понятия «одномерный человек» и «одномерное общество» (синоним тотальной системы, где главную ценность представляет индустриальное развитие). В качестве новой истины предлагал протест, «Великий отказ», отрицание ради отрицания, тотальную революцию, которую совершат малые группы, исходящие из «принципа радости». Основные работы: «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек», «К феноменологии исторического материализма».

Альтернативная культура. Энциклопедия. — М.: Ультра. Культура. . 2005.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Контркультура" в других словарях:

  • контркультура — контркультура …   Орфографический словарь-справочник

  • КОНТРКУЛЬТУРА —         понятие, используемое в совр. социологии и публицистике для обозначения комплекса социально культурных установок, ориентации и ценностей, оппозиционных господств. бурж. культуре. В 60 70 х гг. понятие К. получило специфич. трактовку как… …   Философская энциклопедия

  • КОНТРКУЛЬТУРА —         понятие в совр. культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60 х гг.,… …   Энциклопедия культурологии

  • КОНТРКУЛЬТУРА — общее обозначение ценностей определенных групп молодежи ( новые левые , хиппи, битники, йиппи и другие), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели …   Современная энциклопедия

  • КОНТРКУЛЬТУРА — употребляемое в литературе общее обозначение разнородных по идейно политической ориентации ценностей определенных групп молодежи ( новые левые , хиппи, битники, йиппи и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОНТРКУЛЬТУРА — 1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60 х начала… …   Новейший философский словарь

  • контркультура — сущ., кол во синонимов: 2 • культура (59) • субкультура (37) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КОНТРКУЛЬТУРА — (от лат. contra против и cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) англ. counter culture; нем. Gegenkultur. 1. Тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою… …   Энциклопедия социологии

  • контркультура — ы, ж. contre culture f. Лекс. БСЭ 3: контркульту/ра …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • “Контркультура” — КОНТРКУЛЬТУРА , общее обозначение ценностей определенных групп молодежи ( новые левые , хиппи, битники, йиппи и другие), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских;… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Контркультура — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Контркультура  специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура  это течение …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»